СКОРОСТЬ
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ФОРМЫ КУЗОВНЫХ ДЕТАЛЕЙ

"Кузова легковых автомобилей.Обслуживание и ремонт."
А.Ф.Синельников, Ю.Л. Штоль , С.А.Скрипников

Восстановление формы кузовных деталей включает в себя следующие операции:

1.ВЫКОЛОТКА
2.РИХТОВКА (выравнивание)
3.УТЯЖКА
4.ВЫТЯЖКА
1. ВЫКОЛОТКА

Выколотка – эта операция предназначена для придания поврежденной части кузова формы близкой первоначальной .Выколотка осуществляется приложением усилия, противоположного усилию , которое вызвало деформацию. Выколотку производят либо выдавливанием , либо ударами , начиная с более жестких деталей от граничной кромки в направлении центра вмятины.
Если вмятина достаточно обширная , но неглубокая, то её выправляют нанесением удара деревянной или резиновой киянкой по вершине вмятины.
Если вмятина более глубокая , то её выправляют постепенно , начиная от края , при этом под выправляемую поверхность на границе вмятины подставляют опорную наковаленку соответствующей формы. Если в деформированной зоне находятся более жесткие сечения (детали жесткости , подкладки , стойки ) , то ремонтировать начинают в первую очередь эти детали .
В тех случаях , когда на поверхности панели в результате деформации образовались резкие складки, препятствующие получению правильной геометрической формы , по гребням таких складок производят тем или иным способом технологические надрезы. Таким образом устраняется источник повышенного напряжения и металл приобретает дополнительную свободу для движения.
Выколотка поверхностей , доступ к которым с обратной стороны затруднен (двери , стойки и т. п.),производится при помощи специальных поддержек в виде лопаток и крючков , конец которых можно ввести между внутренними и наружными панелями через зазоры или монтажное окно люка. Для выправления обширной , но неглубокой вмятины на двери можно применить камеру от волейбольного мяча которая помещается между повреждённой поверхностью и каркасом двери. Накачивая мяч можно выдавить вмятину.

МЕТОД ЭЛЕКТРОЗАКЛЁПОК


К повреждённому участку электросваркой привариваются заклёпки или кольца . Затем с помощью "обратного" молотка ,с захватом в виде цангового зажима или крючка , вытягивают вмятину. Об этом есть статья в журнале "За рулём" (№1 , 2000 г. стр. 166 ).

2. РИХТОВКА


Распространенным способом правки является выколотка листового металла с помощью молотка и поддержки.
Чтобы не растянуть металл поддержку следует держать с небольшим смещением от точки приложения удара молотка. Выправляя панель с помощью поддержки и молотка, следует попеременно чередовать удары обоих инструментов. Выстукивайте металл с обратной стороны поверхности , прижимая поддержку к лицевой стороне. Чтобы "собрать" раздавшийся в результате повреждения металл , надо прежде всего определить границы дефектного места рисками рихтовочного напильника и только после этого приступать к рихтовке. Приемы рихтовки аналогичны приёмам при выколотке , т. е. если вмятина большая и , следовательно , напряжения сосредоточены по краям , то рихтовку начинают с краёв ,и двигаются по окружности к центру.
Если ямка небольшая то рихтовку надо начинать с середины.
Молоток держите крепко в руке , ударяйте по металлу всей плоскостью точно в заданное место слабыми ударами , причем по одному и тому же месту несколько раз не бейте.
Выправлять прежде всего следует места наибольшей деформации. Если ребро попадает в дефектную зону , то рихтовку начинают с него. Сначала доведите правкой до высокого качества ребро жесткости и только после этого переходите на другие участки. Если несколько вмятин находятся близко друг от друга , то между ними растягивайте металл так , чтобы образовалась одна вмятина , которую легче выправить.

3. УТЯЖКА

При помощи рихтовочного молотка с острым концом "соберите" металл там, где он "вытянут" .
Устранение выпуклости на поверхности кузова методом нагрева и быстрого охлаждения.
Нагрев металла выпуклости на кузове осуществляют угольным электродом сварочного аппарата или пламенем газовой горелки. Наиболее удобным для этой цели источником нагрева является кислородно-ацетиленовая горелка №0.
При нагреве точки металла узким пламенем кислородно-ацетиленовой горелки небольшой круг металла быстро разогревается докрасна и пластичность металла при этом резко возрастает. Так как расширению нагретого металла препятствует менее нагретый окружающий металл, то увеличение его объёма происходит за счёт утолщения. Как только металл разогреется докрасна , горелка отводится и начинается охлаждения: нагретый круг металла становится темно-красным, черным и продолжает далее охлаждаться. При охлаждении металл сжимается, его объем уменьшается , но удерживается расположенным вокруг холодным металлом, ни длина , ни ширина которого не изменялась. Так как металл имеет температуру , не соответствующую максимальной пластичности , то , сжимаясь, он поглощает небольшую часть удлинения окружающего металла. Усиление процесса осаживания металла производят уменьшением скорости распространения тепла путём создания кольца вокруг нагретой части металла из мокрой ткани, противодействием деформации путём нажатия на металл ручкой молотка или трубой вблизи нагретой точки, выстукиванием границ точки металла, нагретого докрасна, а затем и самой нагретой точки киянкой или рихтовочным молотком.

4. ВЫТЯЖКА

Это процесс обратный утяжке , как правило ,требуется реже . Наковаленка в данном случае располагается на одной оси с рихтовочным молотком. Также применяется деревянная киянка с полукруглой рабочей частью.


 

Copyright Max93 E-mail: maxt@email.ru
 
Hosted by uCoz