СКОРОСТЬ

Как я устанавливал "музыку" в машину.

Часть первая. Выбор автомагнитолы и акустики. Часть вторая. Установка автомагнитолы и динамиков.

По ряду обстоятельств я должен был обойтись возможно меньшими затратами. На автомагнитолу было решено потратить порядка 80-100$. Вместе с этим, желательно было приобрести аппарат с выходом 45-50х4 Вт, с линейным выходом на сабвуфер, с возможностью поиска записи на кассете, с эквалайзером и системой шумоподавления, кроме этого - с увеличенным FM-диапазоном. Также было бы неплохо, если бы передняя панель автомагнитолы полностью откидывалась при смене кассеты, имея за счет этого увеличенный дисплей. После некоторых поисков в интернете был выбран русский "Урал Ультра". За примерно 80 $ он обладал большинством из перечисленных характеристик. Кроме этого, в комплекте автомагнитолы предлагался пульт дистанционного управления. Если покупать в "Автоаудиоцентре", который вроде бы и принимает участие в производстве этих автомагнитол на Сарапульском (электромеханическом?) заводе, то дается гарантия два года, скидка на установку самого аппарата (поставят за 100 р.). Цена установки 2-х динамиков в двери в сервисе Центра - 60$. Установка "акустической" полки с двумя скрытно расположенными динамиками назад - 200 $ (!). Я уже было решил выполнить просьбу президента и поддержать российского производителя... Но поход на Митинский рынок неожиданно поменял мои планы. Вообще-то, я не из тех, кто прислушивается к мнению впаривающих мне товар продавцов, но здесь особый случай. Итак, цена "Урала" на рынке была ниже, чем в "Автоаудиоцентре" примерно на 60-80 руб. - не тот случай, чтобы экономить. Но в двух местах мне говорили одно и то же: по соотношению цена-качество у "Урала" уверенно выигрывает автомагнитола "Kia". Эта марка появилась на российском рынке только в 2001 г. Со слов продавцов, ими штатно комплектуются автомобили "Kia". Сейчас на рынке (не только Митинском, а российском) присутствуют автомагнитолы KVC-301EE (попроще), KVC-501EE (с полностью логическим управлением), и проигрыватель компакт-дисков KVD-521EE. Дизайн аппаратов полностью идентичен, угадать что есть что перед Вами не включив, невозможно. По-моему, это скорее преимущество, чем недостаток. При цене "Урал Ультра" в 2320р., Kia KVC-501EE стоит 2390р. Остановимся на ней подробнее, так как я приобрел именно эту модель. Полностью логическое управление в ней означает, что перемотку вперед\назад, вынимание кассеты Вы осуществляете, не механически надавливая на кнопку. При этом за Вас работают какие-то электромоторчики внутри аппарата. Полностью логическое управление обеспечивает следующие функции: перемотка до следующей песни, перемотка на предыдущую песню, бесконечное повторение понравившейся песни, проигрывание первых 10 сек. каждой песни с последующей перемоткой на следующую, пропуск пустых мест на кассете и т.д. Автомагнитола "Урал" не обладает полностью логическим управлением (как и многие другие автомагнитолы известных марок в диапазоне 150-200$!) и лишен этих преимуществ. Кроме этого, у "Урала Ультра" нет выходов RCA на усилители (у Kia их два), нет функции управления CD-чейнджером. Ну и, конечно, дизайн не идет ни в какое сравнение... У Kia зато отсутствует пульт дистанционного управления. Но на "Урале" с пульта можно только менять частоту радиостанций, управление кассетой он не поддерживает, поэтому по-моему, он практически бесполезен. Мощность у Kia немного меньше, чем у "Урала", причем по паспорту она составляет 40х4 Вт а на панели магнитолы написано 45х4 Вт. Берем меньшее значение - 40х4 Вт против 45х4 Вт у "Урала". Но на слух отличий в громкости нет.

Таким образом, сравнение параметров оказалось в целом в пользу Kia KVC-501EE. На самом деле, аналогом "Урала Ультра" по функциям можно считать более дешевую (1900 р.) KVC-301EE без "логических наворотов", как и изделие Сарапульского завода, но с управлением CD-чейнджером и выходами на усилитель. Гарантию обещают 1 год.

Определившись с автомагнитолой, я опять же по совету продавцов, взял акустику NRG (или "Энергия", российского производства). Я сомневался, брать четыре динамика, или два. Теперь могу сказать: не экономьте, обязательно берите четыре, не пожалеете! При недостатке средств экономить можно только на марке производителя, как это сделал я. В настоящее время ситуация с динамиками такова, что можно брать все равно, какой фирмы, и качество будет примерно одинаковым. Не верите - почитайте любой журнал по звуку! Важно лишь взять максимальный диаметр динамика, который только способен "влезть" в двери вашей машины. В моем случае - это 16-сантиметровые круглые трехполосные динамики в двери "Нивы" (многие не верили, что влезают) и так называемые "лапти" - овальные четырехполосные динамики - на заднюю полку. Штатная задняя полка не очень критична к размеру динамиков (поставятся любого разумного размера), но критична к массе - может со временем прогнуться под их весом. Деревянная же акустическая полка "скрытного размещения"слишком дорогая (150-200$, как написано выше). И берите только трех-четырехполосные акустические системы. Они лучше двухполостных. И диаметр динамиков не должен быть меньше 13 см. С мечтой об установке 10-сантиметровых в штатные места лучше сразу расстаться во избежание горького разочарования качеством звука. Вообще, лучше брать так называемые компонентные системы, где твиттеры , или "пищалки", располагаются не в центре динамика, а устанавливаются в салоне отдельно. Но так как я предполагал устанавливать все сам, то взял обычные, коаксиальные, чтобы не возиться лишнего.

Я все же решил поддержать отечественного производителя и купил наклеивающуюся на стекло FM антенну "Урал" (400 р. на Митинском рынке). Она почему-то называется "Буран". И в который уже раз убедился, что русские ни хера сделать по-человечески не могут. Центральный пластиковый "кругляшок" отлепляется от стекла и висит на раскинутых в стороны "усах", которые непрозрачны и гораздо толще, чем у аналогичной всем известной "Бошевской" антенны за ту же цену. Зимой не работают динамики с левой стороны, пока не пошевелишь штекер антенны в магнитоле или машина не прогреется (дефект только при прослушивании радио). Переключатель "трасса"-"город" должен постоянно находиться в положении "трасса", так как в положении "город" почти ничего не ловится.

Кроме этого, я приобрел так называемую "колодку", т.е. ответную часть к стандартному разъему, имеющемуся на автомагнитоле (150р.). Запитывайте автомагнитолу только посредством колодки, а не напрямую к автомобильным проводам. В этом случае Вы имеете возможность легко вынимать автомагнитолу (требуется лишь разъединить разъем). Кроме этого, если у Вас украдут аппарат, то вместе с ним не выдерут пол-проводки , и Вы без дополнительных затрат сразу сможете подключить новую магнитолу. Также, по приведенным здесь многочисленным советам, я приобрел толстые медные акустические провода для запитывания магнитолы (диаметр 5 мм) и соединения с динамиками (3 мм). Их стоимость порядка 50 р. за метр и выше. Но учитывая класс аппарата, я взял за 50р.

Таким образом, общие расходы составили: автомагнитола + акустические системы + антенна =5000р., плюс колодка и провода, плюс саморезы и "пистоны" для обшивки - еще 500-600 руб.

Кстати, в "нагрузку" "добрые" продавцы дали мне свежий журнал "Car Audio" с каталогом фирм-производителей и моделей. Оказалось, это тот журнал, с которого нужно начинать поиски! Все цены, все производители, тесты, и многое другое. Уже дома я с удивлением узнал, что продавцы мне не "ездили по ушам", а марка автозвуковой аппаратуры "Kia" действительно существует, что некоторые акустические системы NRG - в числе лучших за 2001 г., а автомагнитола NRG - победитель одного из тестов. Ну и интересно прочитать, как "заряжают" свои автомобили автозвуком "новые русские". Рекомендую сначала купить этот журнал, главное - здесь в одной таблице приведены цены, функции - все по каждой модели.

На Митинском рынке продавцы по телефону связались с автосервисом. Неизвестный установщик заверил, что в двери влезут 16-сантиметровые динамики (не соврал) и взялся их "врезать" за 300 р., установить магнитолу за 300р., и динамики в заднюю полку - за 100р. Через 10 минут он подошел к палатке, вместе мы прошли к машине, стоящей перед рынком (парковаться запрещено) и приехали в автосервис. Он оказался грязным гаражом в кооперативе на задворках Митинки. Желания устанавливать здесь у меня как-то поубавилось... Через 15-20 мин. ожидания (работяги "врезали" колонки в заднюю полку 99-ой и вяло пререкались с хозяином. Тот требовал убрать куда-нибудь свешивающиеся прямо в багажник провода) мне объявили, что отключили свет, поэтому они не смогут выпилить своим чудо-электроножичком отверстия в обшивке, и я могу быть свободен до завтра. Пообещав приехать в 10 часов утра и мысленно послав их к черту, я отбыл восвояси. Подковавшись теоретически при помощи приведенных здесь статей, скачанных из интернета, я решил сэкономить и заняться установкой сам. Первым делом я снял с авто заднюю полку, и прямо в гараже без особых проблем врезал "лапти". Получилось немного кривовато, но быстро и дешево. Забегая вперед: через некоторое время один динамик захотел было вывалиться; чтобы избежать этого, лучше сразу не пренебрегать металлическим крепежом и использовать не штатные коротковатые саморезы, а специально купленные - подлиннее.

Затем я, следуя всем рекомендациям, приклеил антенну на стекло, заземлил ее, провел под обшивкой салона от нее проводок к магнитоле, провел провода от динамиков в задней полке (фронтальные динамики в двери я решил "врезать" в последнюю очередь), скрутил их с проводами колодки (по инструкции, сообразно цветам) запитал "колодку" от блока предохранителей, "массу" соединил с корпусом "под винт". Настал момент легким движением вставить разъем магнитофона в "колодку" и провести "пробный пуск". Работает? Нет!

После придирчивой проверки я решил, что либо не работает автомагнитола, либо я совсем кретин в электротехнике. На рынке меня заверили, что в случае чего, я могу обменять аппарат в течение двух недель, и поэтому при покупке его не проверяли... Поехал с утра к продавцам. Подключили автомагнитолу на стенде - работает! Выслушав их "дружеский совет" (не умеешь - не берись...), я поехал на нормальный автосервис. Там за 1300р. мне врезали динамики в двери, установили и подключили автомагнитолу с соблюдением всех моих требований (питание от блока предохранителей, а не от прикуривателя или еще откуда-нибудь, соединение специальными толстыми проводами и т.д. - подробнее здесь и здесь). Важная деталь: врезать динамик нужно не в обшивку двери, как я предполагал, а привинчивать саморезами к металлическим профилям внизу двери, к обшивке же крепить только декоративную сеточку.

Теперь я езжу с вполне приемлемой музыкой за 5000 + 500 + 1300 рублей (максимум, что можно собрать за эти деньги). Есть возможности для "апгрейда": установки сабвуфера, усилителей, CD-чейнджера.

Напоследок ложечки дегтя в адрес автомагнитолы "Kia": Иногда случается непонятный "глюк": не вылезает кассета при нажатии кнопки "eject". Заметил, что это связано с погодой, возникает при -15-20оС "за бортом". После прогрева машины бесследно проходит. И паспорт написан хоть и по-русски, но как-то не по-нашему. К тому же, нет ни телефонов представительства, ни адреса сервис-центра, ни какой-либо другой контактной информации. Правда, гарантийный талон с координатами в моем случае дали отдельно. В остальном пока нареканий нет.

Резюме:

Будучи стеснены в средствах, покупайте корейские или русские автомагнитолы (если вы патриот). Вместе с тем, никто не говорит, что Alpine и Clarion - отстой. Если бы у меня было достаточно денег, конечно, приобрел бы такую.

Вооружитесь журналом Car Audio или другим каталогом моделей с описанием функций и ценой. Сравнивайте!

Устанавливайте не два, а четыре динамика (автомагнитола также должна быть с выходом на четыре динамика).

В качестве фронтальных берите акустические системы не менее 13 см в диаметре, трехполосные, любой фирмы, указанной в том же "Car Audio".

Берите овальные "лапти" для задней полки (примерно16х20). Также трех-четырехполосные, любой фирмы.

Не покупайте антенну "Урал - буран", лучше какую-нибудь иностранного производства.

Устанавливайте автомагнитолу на "колодке" - это удобно! Продается на рынке.

Купите акустические провода для запитывания (5 мм в диаметре) и соединения с динамиками (3 мм в диаметре). Не промахнитесь с метражом.

Купите 30 саморезов, длиннее, чем прилагающиеся к динамикам, металлические крепежные скобы к ним, и новые "пистоны" для крепления обшивки двери - старые не подойдут, обшивка будет вибрировать в такт музыке.

Не "врезайте" динамики и не устанавливайте автомагнитолу сами. Поверьте, быстрее и качественнее за Вас это сделает профессионал.

Не пользуйтесь "бесплатной" установкой при автомагазинах или "рыночным" вариантом за 300 р. За эти деньги возиться 3 часа и делать на совесть никто не станет.

 

Copyright Max93 E-mail: maxt@email.ru
 
Hosted by uCoz