Карбюратор
"СОЛЕКС". Типичные неисправности и способы их устранения.
Часть первая. Проблемы
холостого хода.
Данная статья не является непреложным
руководством к ремонту карбюратора, ее задача подсказать направление, в
котором следует искать причину ухудшения работы карбюратора и как следствие
неудовлетворительную работу двигателя в целом. Следует помнить, что
карбюратор это лишь составная часть сложного механизма, который называется
двигатель внутреннего сгорания. И прежде чем принимать решение о серьезном
вмешательстве в устройство карбюратора, следует убедиться, что конкретная
неисправность в работе двигателя связанна именно с дефектом в карбюраторе,
а не с какой либо другой системой двигателя.
В качестве примера был
взят карбюратор 2108-1107010 устанавливаемый на вазовские
"Самары", это так сказать базовая модель. Этот карбюратор имеет
огромное множество модификаций и может устанавливаться, пожалуй, на всех
легковых автомобилях отечественного производства. В общих чертах его можно
охарактеризовать, как экономичный карбюратор с неплохими динамическими
показателями, хорошими пусковыми качествами, но очень чувствительный к
качеству топлива.
На рисунках 1-3 отмечены
основные узлы и детали карбюратора видимые снаружи.
1- патрубок слива части топлива в
топливный бак; 2- патрубок подачи топлива; 3-
электромагнитный запорный клапан; 4- патрубок отвода картерных
газов; 5- крышка экономайзера мощностных режимов; 6- пробка
топливного фильтра; 7- регулировочный винт дроссельной заслонки
второй камеры; 8- рычаг дроссельной заслонки второй камеры; 9-
сектор с кронштейном управления дроссельными заслонками; 10- рычаг
управления воздушной заслонкой; 11- крышка пускового устройства; 12-
рычаг привода оси воздушной заслонки; 13- воздушная заслонка; 14-
впрыскивающая трубка эконостата; 15- первая камера; 16-
вторая камера.
И так, если вы
убеждены, что причина сбоя в работе двигателя кроется именно в карбюраторе,
то прежде необходимо визуально оценить состояние его узлов и составных
элементов. Ведь порой простой визуальный контроль способен решить ряд
проблем на первый взгляд кажущихся очень серьезными. Одна из таких проблем
- это отсутствие холостого хода. А ведь решение может быть
весьма банальным. Это всего на всего поставить на свое место слетевший
разъем с электромагнитного запорного клапана 3 (рис.1). Или прямо
противоположная проблема - чрезмерно высокие обороты в режиме холостого
хода. Причина может заключаться в том, что ось дроссельной заслонки второй
камеры подклинило в таком положении, когда заслонка оказалась не полностью
закрытой. Это можно определить по положению рычага дроссельной заслонки
второй камеры 8 (рис.2), в режиме холостого хода рычаг должен
касаться регулировочного винта дроссельной заслонки второй камеры 7
(рис.2).
Но возможно так, что
визуальный осмотр не выявил возможных причин сбоя нормальной работы
карбюратора. Тогда необходимо приступить к проверке его систем, причем в
первую очередь тех, сбой в работе которых, потенциально может вызвать
отмеченные дефекты. Разберем характерные дефекты по порядку и начнем с
проблем связанных с холостым ходом.
1- игольчатый клапан; 2-
распылитель ускорительного насоса с клапаном подачи топлива; 3-
диафрагма пускового устройства; 4- топливный жиклер экономайзера; 5-
диафрагма экономайзера; 6- топливный фильтр; 7- главные
топливные жиклеры; 8- диафрагма ускорительного насоса; 9-
главные воздушные жиклеры.
Неустойчивая, вплоть до
остановки, работа двигателя на холостом ходу может быть следствием слишком
обедненной регулировки состава смеси. На слух это выражается в плавающих
оборотах. Если в этот момент заглянуть в первую камеру 15 (рис.3),
то будут заметны отдельные капли бензина, капающие из распылителя первой
камеры 1 (рис.5). Если проблема именно в чрезмерно бедной смеси, то
по мере ее обогащения обороты будут стабилизироваться, а капанье бензина
прекратиться. Еще одна причина отсутствия холостого хода может быть
следствием неисправности электромагнитного запорного клапана 3 (рис.1)
или системы управления им. Выясняя причину дефекта, прежде всего, убедитесь
в чистоте жиклера, при необходимости восстановите ее. Нормальная
топливоподача может быть нарушена даже из-за едва видимой ворсинки.
Повышенный уровень топлива в поплавковой камере 4 (рис.5), вызванный
неправильной регулировкой поплавкового механизма 2 (рис.6) или
негерметичностью запорного игольчатого клапана 1 (рис.4 и рис.6),
также может стать причиной крайне неустойчивой работы двигателя на холостом
ходу.
1- распылители; 2-
распылитель ускорительного насоса с клапаном подачи топлива; 3- регулировочный
винт количества смеси холостого хода; 4- поплавковая камера; 9-
главные воздушные жиклеры.
Последней причине характерен также затрудненный пуск прогретого двигателя,
особенно если он заметно облегчается при полностью открытых дроссельных
заслонках. Это вызвано тем, что после остановки двигателя, в течении
нескольких секунд, топливо под действием давления, созданным топливным
насосом, переполняет поплавковую камеру и по каналам в распылителях 1
(рис.5) в буквальном смысле переливается в первую и вторую камеру
карбюратора. Одной из причин негерметичности может быть грязь. Поэтому не
забывайте проверять состояние сетчатого фильтра 6 (рис.4), который
находится под пробкой 6 (рис.2).
1- игольчатый клапан; 2- поплавки.
Еще одной причиной
нарушения нормальной работы двигателя в режиме холостого хода может стать
разрыв диафрагмы экономайзера 5 (рис.4). В данном случае на лицо и
возросший расход топлива. Через образовавшиеся разрывы в диафрагме топливо
подсасывается в задроссельное пространство. В этом и причина нарушения
нормальной работы двигателя на холостом ходу, для его устойчивой работы
приходится полностью заворачивать винт качества, компенсируя
"лишнее" топливо, поступающее в двигатель через поврежденную
диафрагму.
Ну и последнее. Если холостой ход пропал после разборки карбюратора для
устранения другого дефекта, то причина, скорее всего в неправильной сборке
или грязи попавшей в один из каналов карбюратора.
|