|
|
”ГРАНАТЫ” ПОД МАШИНОЙ
“Гранатой” в просторечии
нередко именуют шарниры равных угловых скоростей (ШРУСы). Многие считают их
вещью в себе. Кто и зачем придумал ШРУС? У автомобильных умельцев по
количеству легенд этот узел соперничает с карбюратором. Гаражные спецы
предпочитают с ним не связываться. Но не всегда можно этого избежать.
Рассказывает Евгений БОРИСЕНКОВ. ВАЗ 2108...2110
Практически в любом автомобиле есть
карданные шарниры. Они нужны для силовой связи механизмов, валы которых
вращаются под углом друг к другу. Причем угол этот в движении может
изменяться. Именно так, например, работают шарниры в карданной передаче
привычных нам ”Жигулей”. Однако эта конструкция, простая и надежная, в
трансмиссии переднеприводных автомобилей не прижилась, поскольку именно здесь
проявляется ее серьезный недостаток: ведомый вал относительно ведущего
вращается… неравномерно! Так, как показано на графике (рис. 1). На практике это означает, что в повороте
передние ведущие колеса с такими шарнирами будут двигаться рывками, дергая
всю машину, причем тем сильнее, чем круче вывернули руль. Однако, если угол
не превышает 20°, пульсации малозаметны. Вот в этот допуск как раз и укладываются
трансмиссионные валы ”классических” автомобилей. А для ведущих и одновременно
управляемых колес крестовины малопригодны – здесь нужен угол градусов эдак
45. Для этого и служат ШРУСы. Они способны обеспечить требуемый угол при
сохранении равномерности вращения колес. В основе их конструкции лежит единый
принцип: точки контакта деталей, передающих вращение, должны располагаться в
биссекторной плоскости валов (то есть находиться от них на равных
расстояниях, рис. 2). Виды таких шарниров разнообразны. На ”самарах”
используется универсальный шестишариковый шарнир типа ГКН (рис. 3). Устроен
он непросто. На внутренней поверхности цилиндрического корпуса шарнира
нарезаны шесть канавок эллиптического сечения. Такие же канавки и на
сферической поверхности кулака. В них размещены шесть шариков, разделенные
сепаратором. Специальная конфигурация поверхностей деталей заставляет шарики
при наклоне вала фиксироваться в биссекторной плоскости. Осевое перемещение
происходит по продольным канавкам корпуса. При этом шарики не перекатываются,
а скользят, что несколько снижает КПД шарнира. Правильно изготовленный ШРУС долговечен.
Срок его службы соизмерим с ресурсом всего автомобиля. Ремонту он не
подлежит, так как конструкция не допускает восстановления деталей. Изношенный
шарнир хрустит, особенно при резком троганье с места. Для диагностики
наружного полезно еще и вывернуть колеса до отказа в соответствующую сторону.
Преждевременную кончину ШРУСа вызывает, как правило, негерметичность защитного
чехла. Узрев такую неприятность, чехол, естественно, надо немедленно
заменить. Тогда шарнир, своевременно очищенный от грязи и набитый свежей
смазкой, продолжит службу. Упущенное время вполне может обернуться его
заменой и тысячей рублей новыми. Так что почаще заглядывайте под машину.
Окупится! Сегодня мы займемся спасением наружного
шарнира ”Самары”. Процесс разборки внутреннего – аналогичен. Помимо прочего,
понадобятся крепкие тиски и медная оправка. Сначала снимаем привод с
автомобиля. Для этого:
Внимание! Многие руководства по ремонту
рекомендуют помечать детали шарнира, чтобы при сборке сохранилось их взаимное
положение. Но не указывают, как. Тыкать фломастером в грязный шарик
бесполезно (тот, что на снимке, для наглядности предварительно помыли). Бить
керном по его рабочей поверхности – глупо. Поэтому лучше пометить первую
канавку и, вынимая поочередно шарики, например по часовой стрелке, разложить
их по порядку .
Сборку проводим в обратной
последовательности. К этому – несколько замечаний. Сколов, трещин и следов коррозии на рабочих
поверхностях шарнира быть не должно. Перед сборкой детали тщательно покроем
смазкой ШРУС-4. Остальное заложим после сборки. Общее количество смазки – 80
граммов. Шарики устанавливайте в сепаратор один напротив другого. Перед
установкой хомутов выпустите воздух из чехла, оттянув отверткой его
внутренний посадочный поясок. Затянутые хомуты должны обеспечить шарниру
полную герметичность. И не забудьте залить (долить) масло в коробку передач! |
|
|
|