|
|
Генераторная установка исправна, если она обеспечивает заряд аккумуляторной батареи, развивает напряжение, не опасное для потребителей и работает без шума. Современные генераторные установки являются высоконадежными агрегатами и часто за их отказ принимают отсутствие контакта или короткое замыкание в проводке автомобиля, срабатывание предохранителя, отказ амперметра и т. п. ХАРАКТЕРНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ГЕНЕРАТОРНЫХ УСТАНОВОК И МЕТОДЫ ИХ ОБНАРУЖЕНИЯ. Некачественное соединение между выводами генератора и регулятора напряжения приводит к изменению выходного напряжения системы электроснабжения. В частности, повышенное сопротивление на участке между выводами масса генератора и регулятора (у автомобилей ВАЗ оно не должно превышать 0,01 Ом) вызывает перезаряд аккумуляторной батареи из-за роста напряжения генераторной установки. На автомобилях ВАЗ с генератором Г221А и регулятором напряжения 121.3702 повышенное сопротивление участков цепи между генератором и регулятором напряжения вызывает мигание лампы контроля заряда на щитке приборов при работе двигателя на малых частотах вращения. Повышенное сопротивление может возникнуть из-за ослабления пружины держателя предохранителя в цепи регулятора напряжения, плохого контакта в выключателе зажигания или в штекерных соединениях, нарушения соединения регулятора с массой автомобиля. Если амперметр при работающем двигателе автомобиля показывает малую силу тока или вообще не показывает, это еще не значит, что генераторная установка неисправна — аккумуляторная батарея может быть просто полностью заряжена. В этом случае нужно следить за показаниями амперметра сразу после пуска двигателя. Постепенное уменьшение зарядного тока характеризует исправную генераторную установку. Характерные неисправности генераторной установки и методы их устранения приведены в табл. 1. Таблица 1 подтянуть или заменить контактные соединения в выключателе
зажигания, предохранителях, штеккерных или винтовых соединениях цепи,
в том числе соединяющих регулятор напряжения с массой. Определенную информацию о работоспособности генераторной установки (см.раздел РЕГУЛЯТОРЫ НАПРЯЖЕНИЯ, рис. 3, а, в, д, ж, з ), снабженной лампой контроля заряда аккумуляторной батареи, можно получить по поведению этой лампы. Прежде всего, конечно, следует убедиться, что сама лампа и реле ее включения, а также все соединения схемы исправны. В этом случае, если лампа не горит при неработающем двигателе при включении выключателя зажигания и если контакты выключателя зажигания исправны, причиной (см. рис. 3, а, в, ) может являться замыкание обмотки статора на массу или замыкание минусовых диодов. После запуска и выхода двигателя на нормальную частоту вращения у исправной генераторной установки лампа должна погаснуть. Однако, контрольная лампа не контролирует отказ регулятора напряжения, связанный с незакрыванием выходного транзистора, обычно с коротким замыканием внутри этого транзистора. В этом случае напряжение генераторной установки не регулируется и достигает недопустимо высоких, значений, но лампа после запуска погасает, как и у нормально работающей установки. Наиболее полную и правильную информацию о работоспособности генераторной установки может дать вольтметр с пределами измерения до 15—30 В (для генераторных установок дизелей с номинальным напряжением 28 В предел измерения вольтметра должен быть выше) при полностью заряженной аккумуляторной батарее, включенных фарах дальнего света и средних частотах вращения коленчатого вала двигателя. Напряжение генераторной установки между выводом "+" (вывод "30" у генераторов автомобилей ВАЗ) и "массой" должно быть в пределах 13-15 В (26-30 В у системы иа напряжении 28 В). Более точные цифры приведены в табл.1 в разделе Регуляторы напряжения. Низкое напряжение может быть вызвано отказом как генератора, так и регулятора, высокое — только отказом регулятора или повышенным падением напряжения в цепи включения его в бортовую сеть. Причиной низкого напряжения может быть слабое натяжение приводного ремня, которое следует проверить. Соответствие генераторных установок предъявляемым к ним техническим требованиям, их исправность можно проверить на стенде, сняв генераторную установку с двигателя автомобиля. Проверка генераторных установок на стенде. При проверке на стенде определяется исправность как генератора, так и регулятора напряжения. Стенд должен обеспечивать возможность изменения частоты вращения генератора от 800 мин—1 как минимум до 6000 мин—1 как максимум и нагрузку генератора от нуля до максимального тока (для легковых автомобилей верхний предел тока составляет ориентировочно величину не выше 70 А). Для испытаний подходят стенды 532, 532М, Э211, Э240 и др. Перед проверкой следует убедиться, что генератор и регулятор не имеют видимых дефектов — вал генератора легко вращается от руки, кольца чистые, щетки притерты к кольцам, корпус регулятора не имеет вмятин, других следов ударов, предохранитель, если он установлен внутри регулятора, находится в рабочем состоянии. При проверке собираются схемы по рис. 1. Пределы изменения применяемых приборов должны соответствовать предельным значениям измеряемых величин. У специализированных стендов используются встроенные в них приборы. Аккумуляторная батарея G2, работающая в схеме, должна быть полностью заряжена. У генераторных установок G1, работающих по схеме на рис. 3 д на страничке РЕГУЛЯТОРЫ НАПРЯЖЕНИЯ, между выводами основного и дополнительного выпрямителя должны быть - включены контрольная лампа HL 12 В, 1,2 Вт и подпиточное сопротивление, как это показано на рис. 1, а. Для генератора 37.3701 подпиточное сопротивление составляет 50 Ом, при испытании генератора Г222 замыкаются его выводы "15" и "30", как показано пунктиром на рис. 1.а.
Проверку генератора проводят по данным табл. 2 и 3, регулятора — по данным табл. 1 на страничке РЕГУЛЯТОРЫ НАПРЯЖЕНИЯ. Нагрузка изменяется реостатом R. При проверке аккумуляторная батарея должна быть включена. При подозрении на неисправность регулятора напряжения его следует заменить другим и повторить измерения. Проверить выпрямительный блок генератора при работе его на стенде можно, подключив электронный осциллограф на выводы "+" и массу генератора. Характерные осциллограммы напряжения между этими выводами приведены на рис. 2. Осциллограммы следует наблюдать при токах нагрузки 5…15 А и частотах вращения порядка 2900+3000 мин—1. Особенно ясно отказ в выпрямительном блоке на осциллограммах проявляется при отключенной аккумуляторной батареи. Если генератор или регулятор напряжения неисправны, следует произвести их разборку и дефектовку.
|
Copyright Max93 E-mail: maxt@email.ru |