Методика проведения практического экзамена на автодроме
1. Содержание экзамена
1.1. Экзамен проводится с целью проверки у кандидатов
в водители навыков управления ТС конкретной категории и определения
возможности допуска к экзамену в условиях реального дорожного движения
либо в случаях, предусмотренных Правилами, вынесения решения о возможности
выдачи водительского удостоверения.
1.2. При проведении первого этапа практического экзамена
у кандидата в водители проверяются соответствующие действия, умение
и навыки:
· пользования органами управления ТС, зеркалами заднего
вида;
· трогания с места;
· маневрирования в ограниченном пространстве передним
и задним ходом;
· построения оптимальной траектории маневра;
· оценки дистанции, интервала, габаритных параметров
ТС;
· переключения передач;
· остановки в обозначенном месте;
· постановки ТС на стоянку параллельно краю проезжей
части;
· въезда в бокс задним ходом;
· разворота на 1800 передним и задним ходом в ограниченном
пространстве;
· управления одной рукой мотоциклом;
· движения мотоцикла по колейной доске;
· управления мотоциклом на малой скорости;
· движения автопоезда по прямой задним ходом;
· постановки автопоезда задним бортом к платформе.
1.3. Первый этап практического экзамена проводится на
закрытой от движения площадке или автодроме (далее - площадка) по комплексам
испытательных упражнений для конкретной категории ТС (приложение к Методике
проведения первого этапа практического экзамена).
1.4. Комплексы испытательных упражнений содержат:
1.4.1. Для кандидатов в водители ТС категории "А"
3 упражнения:
· упражнение № 1 - ""габаритный коридор",
"габаритный полукруг", разгон-торможение";
· упражнение № 2 - ""змейка", "колейная
доска", управление на малой скорости";
· упражнение № 3 - "габаритная восьмерка";
Примечание. При приеме экзамена на мотоцикле с боковым
прицепом выполняется одно испытательное упражнение, включающее следующие
элементы:
· "змейка" (шаг: 5 м, ширина коридора: 5 м);
· "габаритная восьмерка" (наружный диаметр
кольца: 8 м, расстояние между центрами колец: 6,5 м);
· "разгон-торможение".
1.4.2. Для кандидатов в водители ТС категорий "В",
"С" и "D" 3 упражнения:
а) вариант 1:
· упражнение № 4 - "остановка и трогание на подъеме";
· упражнение № 5 - "параллельная парковка задним
ходом";
· упражнение № 6 - "змейка";
б) вариант 2:
· упражнение № 4 - "остановка и трогание на подъеме";
· упражнение № 5 - "параллельная парковка задним
ходом";
· упражнение № 7 - "разворот";
в) вариант 3:
· упражнение № 4 - "остановка и трогание на подъеме";
· упражнение № 6 - "змейка";
· упражнение № 8 - "въезд в бокс".
Вариант, по которому будет проводиться экзамен, устанавливается
ежедневно начальником экзаменационного подразделения и объявляется кандидатам
в водители непосредственно перед началом практического экзамена.
В случае, когда размеры и оборудование площадки позволяют
организовать прием экзамена по всем трем вариантам одновременно, рекомендуется
давать возможность кандидату в водители самому определять вариант, по
которому будет проводиться экзамен, путем выбора случайным образом одной
из трех карточек, на которых указаны номера соответствующих вариантов.
1.4.3. Для кандидатов в водители ТС категории "Е"
("В+Е", "С+Е", "D+Е") 2 упражнения:
· упражнение № 9 - "постановка к платформе задним
бортом";
· упражнение № 10 - "прямолинейное движение задним
ходом".
1.5. Для адаптации к экзаменационному ТС (в случае,
если подготовка проводилась на другом ТС) кандидату в водители предоставляется
право осуществить пробную поездку в пределах площадки продолжительностью
не более 2 мин. При этом в экзаменационном ТС должен присутствовать
его владелец (за исключением ТС категории "А"). Ошибки, допущенные
в ходе пробной поездки, не протоколируются и не влияют на результат
экзамена.
После выполнения пробной поездки кандидат в водители
может заявить о своей неготовности и отказаться от сдачи экзамена.
2. Организация проведения экзамена
2.1. Форма проведения экзамена - индивидуальная. Экзамен
может приниматься как от одного, так и от нескольких кандидатов в водители
одновременно.
2.2. Первый этап практического экзамена проводится одним
из двух методов:
а) один кандидат в водители выполняет в определенной
последовательности все упражнения, предусмотренные комплексом. В этом
случае кандидат в водители, не останавливая двигатель и не покидая ТС,
информирует экзаменатора об окончании выполнения одного упражнения и
о готовности к выполнению следующего;
б) несколько кандидатов в водители поочередно выполняют
одно упражнение, предусмотренное комплексом, и затем приступают к выполнению
следующего упражнения.
Метод проведения экзамена выбирается в зависимости от
материально-технического оснащения экзаменационного подразделения, обустроенности
и размеров площадки, количества экзаменаторов, экзаменуемых и используемых
экзаменационных ТС.
2.3. Последовательность выполнения упражнений, предусмотренных
комплексом для конкретной категории ТС, определяется экзаменатором.
2.4. Упражнения №№ 1 - 4 выполняются только на ТС с
механической трансмиссией.
Примечание. При проведении экзамена на получение права
на управление ТС категории "D" допускается выполнение упражнения
№ 4 на ТС с автоматической трансмиссией.
2.5. ТС должно соответствовать требованиям ПДД и Основных
положений по допуску ТС к эксплуатации.
Исправное техническое состояние ТС должно быть подтверждено
соответствующим документом о прохождении государственного технического
осмотра.
Перед началом выполнения упражнения ТС должно быть установлено
в предстартовой зоне, двигатель - прогрет и остановлен, рычаг коробки
переключения передач - в нейтральном положении, стояночный тормоз -
включен.
2.6. Экзамен проводится на площадке, удовлетворяющей
следующим требованиям:
· площадка должна быть обустроена в соответствии со
схемами упражнений (приложение к Методике проведения первого этапа практического
экзамена);
· для упражнения № 4 "Остановка и трогание на подъеме"
использование колейной эстакады не допускается; наклонный участок должен
иметь продольный уклон в пределах 8-16 % включительно;
· покрытие площадки должно быть ровным и однородным;
· коэффициент сцепления колеса с покрытием площадки
(в том числе наклонного участка) должен быть не ниже 0,4;
· в случае проведения экзамена в темное время суток
освещенность площадки должна быть не менее 20 лк.
2.7. Не допускается проведение экзамена:
· в случае, если ТС не отвечает требованиям, изложенным
в пункте 2.5 настоящей Методики;
· в случае, если площадка не отвечает требованиям, изложенным
в пункте 2.6 настоящей Методики.
2.8. Контроль при выполнении упражнений осуществляется
экзаменатором визуально или с помощью технических средств.
Для оказания помощи при проведении экзамена могут привлекаться
представители образовательных, автотранспортных учреждений (предприятий),
военных комиссариатов и других организаций (далее - помощник).
3. Порядок проведения экзамена
3.1. Экзаменатор знакомит кандидата в водители с формой,
методом, порядком проведения экзамена, системой оценки и предлагает
выполнить в определенной последовательности упражнения, предусмотренные
комплексом для конкретной категории ТС.
3.2. По командам экзаменатора кандидат в водители занимает
место в экзаменационном ТС, осуществляет подготовку к движению и выполняет
упражнение.
3.3. При проведении экзамена экзаменатор контролирует
ход выполнения задания, ведет хронометраж времени, подает команды кандидату
в водители, классифицирует с помощью контрольной таблицы и фиксирует
в экзаменационном листе ошибки, суммирует количество набранных кандидатом
в водители штрафных баллов и выставляет оценку за выполнение каждого
упражнения и экзамена в целом. Экзаменатор обеспечивает соблюдение общих
требований безопасности на площадке при проведении экзамена.
Команды кандидату в водители должны подаваться четко
и своевременно. При отсутствии возможности подачи команд голосом (нахождение
экзаменатора вне зоны старта) экзаменатор может использовать систему
условных жестов, значения которых предварительно доводятся до сведения
кандидата в водители.
3.4. Экзаменационный лист с результатами экзамена подписывается
экзаменатором, а затем - кандидатом в водители.
4. Система оценки
4.1. Итоговая оценка выставляется на основании оценок
за выполнение всех упражнений, предусмотренных комплексом для конкретной
категории ТС.
4.2. Правильность выполнения задания каждого упражнения
оценивается по системе: положительная оценка "ВЫПОЛНИЛ", отрицательная
- "НЕ ВЫПОЛНИЛ".
Для каждого упражнения определен перечень типичных ошибок,
которые делятся на грубые, средние и мелкие. В соответствии с этой классификацией
за совершение каждой ошибки кандидату в водители начисляются штрафные
баллы: за грубую - 5, за среднюю - 3, за мелкую - 1.
Контрольные таблицы, включающие перечни типичных ошибок
и шкалы штрафных баллов за допущенные ошибки, приведены в приложении
к Методике проведения первого этапа практического экзамена.
Оценка "ВЫПОЛНИЛ" выставляется, когда кандидат
в водители при выполнении упражнения не допустил ошибок или сумма штрафных
баллов за допущенные ошибки составляет менее 5.
Оценка "НЕ ВЫПОЛНИЛ" выставляется, когда сумма
штрафных баллов за допущенные ошибки составляет 5 или более.
4.3. Итоговая оценка "СДАЛ" за первый этап
практического экзамена выставляется, если кандидат в водители получил
оценку "ВЫПОЛНИЛ" за все упражнения, предусмотренные комплексом
для конкретной категории ТС.
4.4. Итоговая оценка "НЕ СДАЛ" выставляется,
если кандидат в водители отказался от выполнения упражнения или получил
оценку "НЕ ВЫПОЛНИЛ" за два упражнения из всех, предусмотренных
комплексом.
4.5. В случае, если кандидат в водители получил оценку
"НЕ ВЫПОЛНИЛ" за одно упражнение из всех, предусмотренных
комплексом, ему предоставляется однократная возможность повторно выполнить
это упражнение. Номер упражнения, выполняемого повторно, указывается
в экзаменационном листе.
При положительном результате повторного выполнения упражнения
за первый этап практического экзамена кандидату в водители выставляется
итоговая оценка "СДАЛ", при отрицательном - "НЕ СДАЛ".
Приложение к методике проведения первого этапа практического
экзамена
Испытательные упражнения для проведения первого этапа
практического экзамена
Список условных обозначениий
1. Упражнение № 1 ""Габаритный коридор",
"габаритный полукруг", разгон-торможение"
1.1. Содержание.
Движение в "габаритном коридоре", подача рукой
сигнала левого поворота (разворота), движение по траектории "габаритный
полукруг", переключение передач при движении по прямой с низшей
на высшую и с высшей на низшую, подача рукой сигнала торможения, остановка
перед линией "СТОП" (рис. 1).
1.2. Задание кандидату в водители.
1.2.1. По команде экзаменатора кандидат в водители должен:
· занять место на мотоцикле в предстартовой зоне;
· подготовиться к движению;
· запустить двигатель;
· занять исходную позицию перед линией "СТАРТ";
· включить ближний свет фары.
1.2.2. По команде экзаменатора кандидат в водители должен
выполнить:
· трогание с места в стартовых воротах;
· движение в "габаритном коридоре", заблаговременную
(до проезда середины коридора) подачу рукой сигнала левого поворота
(разворота);
· движение по траектории "габаритный полукруг";
· движение по прямой, переключение передач с низшей
на высшую и с высшей на низшую;
· подачу рукой сигнала торможения, плавное торможение,
остановку на расстоянии не более 0,4 м перед линией "СТОП".
1.2.3. После остановки мотоцикла кандидат в водители
должен:
· включить нейтральную передачу;
· выключить свет фары;
· заглушить двигатель;
· спешиться с мотоцикла;
· установить мотоцикл в предстартовую зону.
1.3. Действия экзаменаторов.
Экзаменатор контролирует правильность выполнения задания
с использованием контрольной таблицы № 1 и выставляет оценку за упражнение.
В ходе выполнения упражнения экзаменатор контролирует
зоны старта, разгона, торможения, остановки, а его помощник - зону "габаритного
коридора" и "габаритного полукруга".
Рис. 1. Упражнение № 1 "Габаритный коридор",
"габаритный полукруг", разгон-торможение"
Контрольная таблица № 1
Типичные ошибки
Шкала штрафных баллов за ошибку
А. Грубые
отклонился от заданной траектории движения -
5
сбил элементы разметочного оборудования или пересек линию горизонтальной
разметки площадки -
5
коснулся ногой поверхности площадки при выполнении упражнения -
5
не подал рукой сигнал левого поворота (разворота) -
5
остановился на расстоянии более 0,4 м перед линией "СТОП"
или пересек ее -
5
Б. Средние
при трогании с места в стартовых воротах двигатель заглох -
3
подал рукой сигнал левого поворота (разворота) после проезда середины
"габаритного коридора" -
3
не переключил передачу с низшей на высшую или с высшей на низшую -
3
не включил нейтральную передачу после остановки при работающем двигателе
-
3
В. Мелкие
не подал рукой сигнал торможения -
1
произвел резкое торможение (допустил блокировку колеса) перед линией
"СТОП" -
1
не включил ближний свет фары -
1
2. Упражнение № 2 ""Змейка", "колейная доска",
движение с малой скоростью"
2.1. Содержание.
Движение по траектории "змейка", движение
по "колейной доске", движение на малой скорости (рис. 2).
2.2. Задание кандидату в водители.
2.2.1. По команде экзаменатора кандидат в водители должен:
· занять место на мотоцикле в предстартовой зоне;
· подготовиться к движению;
· запустить двигатель;
· занять исходную позицию перед линией "СТАРТ";
· включить ближний свет фары.
2.2.2. По команде экзаменатора кандидат в водители должен
выполнить:
· трогание с места в стартовых воротах;
· движение по траектории "змейка", объезжая
первый конус справа;
· движение по "колейной доске";
· движение в "габаритном коридоре" с малой
скоростью за время не менее 5 с;
· остановку перед линией "СТОП".
2.2.3. После остановки мотоцикла кандидат в водители
должен:
· включить нейтральную передачу;
· выключить свет фары;
· заглушить двигатель;
· спешиться с мотоцикла;
· установить мотоцикл в предстартовую зону.
2.3. Действия экзаменаторов.
Экзаменатор контролирует правильность выполнения задания
с использованием контрольной таблицы № 2 и выставляет оценку за упражнение.
В ходе выполнения упражнения экзаменатор контролирует
зоны старта, "габаритного коридора" для движения с малой скоростью,
остановки, хронометрирует время движения в "габаритном коридоре",
а его помощник - зону "габаритной змейки", "колейной
доски", подает сигнал к началу хронометража времени.
Рис.2. Упражнение № 2 «"Змейка", "колейная
доска", движение с малой скоростью»
Контрольная таблица № 2
Типичные ошибки
Шкала штрафных баллов за ошибку
А. Грубые
отклонился от заданной траектории движения -
5
сбил элементы разметочного оборудования или пересек линию горизонтальной
разметки площадки -
5
коснулся ногой поверхности площадки при выполнении упражнения -
5
пересек линию "СТОП" -
5
Б. Средние
при трогании с места в стартовых воротах двигатель заглох -
3
не выполнил временной норматив при движении в "габаритном коридоре"
с малой скоростью -
3
не включил нейтральную передачу после остановки при работающем двигателе
-
3
В. Мелкие
не включил ближний свет фары -
1
3. Упражнение № 3 "Габаритная восьмерка"
3.1. Содержание.
Движение по траектории "габаритная восьмерка"
(рис. 3).
3.2. Задание кандидату в водители.
3.2.1. По команде экзаменатора кандидат в водители должен:
· занять место на мотоцикле в предстартовой зоне;
· подготовиться к движению;
· запустить двигатель;
· занять исходную позицию перед линией "СТАРТ";
· включить ближний свет фар.
3.2.2. По команде экзаменатора кандидат в водители должен
выполнить:
· трогание с места в стартовых воротах;
· движение по траектории "габаритная восьмерка";
· остановку перед линией "СТОП".
3.2.3. После остановки мотоцикла кандидат в водители
должен:
· включить нейтральную передачу;
· выключить свет фары;
· заглушить двигатель;
· спешиться с мотоцикла;
· установить мотоцикл в предстартовую зону.
3.3. Действия экзаменатора.
Экзаменатор контролирует правильность выполнения задания
с использованием контрольной таблицы № 3 и выставляет оценку за упражнение.
В ходе выполнения упражнения экзаменатор контролирует
зоны остановки, "габаритной восьмерки", а его помощник - зону
старта.
Рис. 3. Упражнение № 3 "Габаритная восьмерка"
Контрольная таблица № 3
Типичные ошибки
Шкала штрафных баллов за ошибку
А. Грубые
отклонился от заданной траектории движения -
5
сбил элементы разметочного оборудования или пересек линию горизонтальной
разметки площадки -
5
коснулся ногой поверхности площадки при выполнении упражнения -
5
пересек линию "СТОП" -
5
Б. Средние
при трогании с места в стартовых воротах двигатель заглох -
3
не выполнил временной норматив при движении в "габаритном коридоре"
с малой скоростью -
3
не включил нейтральную передачу после остановки при работающем двигателе
-
3
В. Мелкие
не включил ближний свет фары -
1
4. Упражнение № 4 "Остановка и трогание на подъеме"
4.1. Содержание.
Движение по наклонному участку, остановка на наклонном
участке перед линией "СТОП-1", трогание с места на наклонном
участке, остановка перед линией "СТОП" (рис. 4).
4.2. Задание кандидату в водители.
4.2.1. По команде экзаменатора кандидат в водители должен:
· занять место в ТС;
· подготовиться к движению;
· запустить двигатель.
4.2.2. По команде экзаменатора кандидат в водители должен
выполнить:
· трогание с места в стартовых воротах;
· движение по наклонному участку;
· остановку перед линией "СТОП-1" (вешкой)
таким образом, чтобы все колеса ТС находились на наклонном участке;
· фиксацию ТС в неподвижном состоянии (стояночным или
рабочим тормозом);
· трогание с места на наклонном участке, не допуская
отката ТС [1] назад на величину, превышающую контрольный интервал L
[2];
· остановку перед линией "СТОП".
4.2.3. После остановки ТС кандидат в водители должен:
· включить нейтральную передачу;
· включить стояночный тормоз;
· заглушить двигатель;
· покинуть транспортное средство.
4.3. Действия экзаменаторов.
Экзаменатор контролирует правильность выполнения задания
с использованием контрольной таблицы № 4 и выставляет оценку за упражнение.
В ходе выполнения упражнения экзаменатор контролирует
зоны старта, остановки перед линией "СТОП-1", фиксирует откат,
а его помощник - зону остановки перед линией "СТОП".
Рис. 4. Упражнение № 4 "Остановка и трогание на
подъеме"
Типичные ошибки
Шкала штрафных баллов за ошибку
А. Грубые
сбил элементы разметочного оборудования или пересек линию горизонтальной
разметки площадки -
5
не зафиксировал ТС в неподвижном состоянии при остановке на наклонном
участке -
5
допустил откат ТС при трогании на наклонном участке более величины L
-
5
пересек линию "СТОП" (по проекции переднего габарита ТС) -
5
Б. Средние
пересек линию "СТОП-1" (по проекции переднего габарита ТС)
при остановке на наклонном участке -
3
при выполнении упражнения двигатель заглох -
3
не включил нейтральную передачу после остановки при работающем двигателе
-
3
не включил стояночный тормоз после остановки перед линией "СТОП"
-
3
--------------------------------------------------------------------------------
[1] Превышение допустимой величины отката фиксируется
следующим образом: после остановки ТС у линии "СТОП-1" на
расстоянии L от заднего бампера (борта) устанавливается контрольная
стойка. Если при трогании ТС на наклонном участке величина отката превысит
допустимую, стойка будет сбита.
[2] Величина контрольного интервала L (в метрах) определяется
по формуле: L=0,0125a+0,1, где a - величина продольного уклона (в процентах).
--------------------------------------------------------------------------------
5. Упражнение № 5 "Параллельная парковка задним
ходом"
5.1. Содержание.
Постановка ТС на стоянку задним ходом параллельно воображаемому
краю проезжей части (рис. 5).
5.2. Задание кандидату в водители.
5.2.1. По команде экзаменатора кандидат в водители должен:
· занять место в ТС;
· подготовиться к движению;
· запустить двигатель.
5.2.2. По команде экзаменатора кандидат в водители должен
выполнить:
· трогание с места в стартовых воротах;
· въезд в зону стоянки по заданной траектории;
· остановку в зоне стоянки перед линией "СТОП".
Примечание. После остановки ТС должно полностью оказаться
в зоне стоянки, ограниченной стойками и прерывистой линией разметки.
5.2.3. После остановки ТС кандидат в водители должен:
· включить нейтральную передачу;
· включить стояночный тормоз;
· заглушить двигатель;
· покинуть транспортное средство.
5.3. Действия экзаменатора.
Экзаменатор контролирует правильность выполнения задания
с использованием контрольной таблицы № 5 и выставляет оценку за упражнение.
Рис. 5. Упражнение № 5 "Параллельная парковка задним
ходом"
Контрольная таблица № 5
Типичные ошибки
Шкала штрафных баллов за ошибку
А. Грубые
сбил элементы разметочного оборудования или пересек линию горизонтальной
разметки площадки -
5
не пересек прерывистую линию (по проекции бокового габарита ТС) -
5
Б. Средние
не смог въехать в зону стоянки при одноразовом включении передачи заднего
хода -
3
не включил нейтральную передачу после остановки при работающем двигателе
-
3
не включил стояночный тормоз после остановки в зоне стоянки -
3
В. Мелкие
при выполнении упражнения двигатель заглох -
1
6. Упражнение № 6 "Змейка"
6.1. Содержание.
Проезд по траектории "змейка" (рис. 6).
6.2. Задание кандидату в водители.
6.2.1. По команде экзаменатора кандидат в водители должен:
· занять место в ТС;
· подготовиться к движению;
· запустить двигатель.
6.2.2. По команде экзаменатора кандидат в водители должен
выполнить:
· трогание с места в стартовых воротах;
· движение по заданной траектории;
· остановку перед линией "СТОП".
6.2.3. После остановки ТС кандидат в водители должен:
· включить нейтральную передачу;
· включить стояночный тормоз;
· заглушить двигатель;
· покинуть транспортное средство.
6.3. Действия экзаменаторов.
Экзаменатор контролирует правильность выполнения задания
с использованием контрольной таблицы № 6 и выставляет оценку за упражнение.
В ходе выполнения упражнения экзаменатор контролирует
зоны "змейки" и остановки, а его помощник - зону старта.
Рис. 6. Упражнение № 6 "Змейка"
Контрольная таблица № 6
Типичные ошибки
Шкала штрафных баллов за ошибку
А. Грубые
отклонился от заданной траектории движения -
5
сбил элементы разметочного оборудования или пересек линию горизонтальной
разметки площадки -
5
пересек линию "СТОП" (по проекции переднего габарита ТС) -
5
Б. Средние
не включил нейтральную передачу после остановки при работающем двигателе
-
3
не включил стояночный тормоз после остановки перед линией "СТОП"
-
3
В. Мелкие
при выполнении упражнения двигатель заглох -
1
7. Упражнение № 7 "Разворот"
7.1. Содержание.
Разворот ТС на 180° в ограниченном по ширине пространстве,
остановка перед линией "СТОП" (рис. 7).
7.2. Задание кандидату в водители.
7.2.1. По команде экзаменатора кандидат в водители должен:
· занять место в ТС;
· подготовиться к движению;
· запустить двигатель.
7.2.2. По команде экзаменатора кандидат в водители должен
выполнить:
· трогание с места в стартовых воротах;
· разворот по заданной траектории при одноразовом включении
передачи заднего хода;
· остановку перед линией "СТОП".
7.2.3. После остановки ТС кандидат в водители должен:
· включить нейтральную передачу;
· включить стояночный тормоз;
· заглушить двигатель;
· покинуть транспортное средство.
7.3. Действия экзаменатора.
Экзаменатор контролирует правильность выполнения задания
с использованием контрольной таблицы № 7 и выставляет оценку за упражнение.
Рис. 7. Упражнение № 7 "Разворот"
Контрольная таблица № 7
Типичные ошибки
Шкала штрафных баллов за ошибку
А. Грубые
сбил элементы разметочного оборудования или пересек линию горизонтальной
разметки площадки -
5
пересек линию "СТОП" (по проекции переднего габарита ТС) -
5
Б. Средние
не смог развернуться при одноразовом включении передачи заднего хода
-
3
не включил нейтральную передачу после остановки при работающем двигателе
-
3
не включил стояночный тормоз после остановки перед линией "СТОП"
-
3
В. Мелкие
при выполнении упражнения двигатель заглох -
1
8. Упражнение № 8 "Въезд в бокс"
8.1. Содержание.
Въезд в бокс задним ходом (рис. 8).
8.2. Задание кандидату в водители.
8.2.1. По команде экзаменатора кандидат в водители должен:
· занять место в ТС;
· подготовиться к движению;
· запустить двигатель.
8.2.2. По команде экзаменатора кандидат в водители должен
выполнить:
· трогание с места в стартовых воротах;
· въезд в бокс по заданной траектории;
· остановку перед линией "СТОП".
8.2.3. После остановки ТС кандидат в водители должен:
· включить нейтральную передачу;
· включить стояночный тормоз;
· заглушить двигатель;
· покинуть транспортное средство.
Примечание. Въезд в бокс может осуществляться из исходного
положения, как с правой, так и с левой стороны от бокса по выбору кандидата
в водители.
8.3. Действия экзаменаторов.
Экзаменатор контролирует правильность выполнения задания
с использованием контрольной таблицы № 8 и выставляет оценку за упражнение.
В ходе выполнения упражнения экзаменатор контролирует
зону остановки перед линией "СТОП", положение ТС в боксе,
а его помощник - зону старта.
Рис. 8. Упражнение № 8 "Въезд в бокс"
Контрольная таблица № 8
Типичные ошибки
Шкала штрафных баллов за ошибку
А. Грубые
сбил элементы разметочного оборудования или пересек линию горизонтальной
разметки площадки -
5
пересек линию "СТОП" (по проекции переднего габарита ТС) -
5
Б. Средние
не смог въехать в бокс при одноразовом включении передачи заднего хода
-
3
не включил нейтральную передачу после остановки при работающем двигателе
-
3
не включил стояночный тормоз после остановки перед линией "СТОП"
-
3
В. Мелкие
при выполнении упражнения двигатель заглох -
1
9. Упражнение № 9 "Постановка к платформе задним бортом"
9.1. Содержание.
Постановка прицепа задним бортом к имитатору погрузочной
платформы (рис. 9).
9.2. Задание кандидату в водители.
9.2.1. По команде экзаменатора кандидат в водители должен:
· занять место в ТС;
· подготовиться к движению;
· запустить двигатель.
9.2.2. По команде экзаменатора кандидат в водители должен
выполнить:
· трогание с места задним ходом в стартовых воротах;
· въезд в "габаритный коридор" задним ходом;
· подъезд задним бортом к имитатору погрузочной платформы
(ряд стоек);
· остановку на расстоянии не более 5 % длины автопоезда
перед имитатором погрузочной платформы.
9.2.3. После остановки ТС кандидат в водители должен:
· включить нейтральную передачу;
· включить стояночный тормоз;
· заглушить двигатель;
· покинуть транспортное средство.
9.3. Действия экзаменаторов.
Экзаменатор контролирует правильность выполнения задания
с использованием контрольной таблицы № 9 и выставляет оценку за упражнение.
В ходе выполнения упражнения экзаменатор контролирует
зоны "габаритного коридора", остановки перед имитатором погрузочной
платформы, а его помощник - зону
Рис. 9. Упражнение № 9. "Постановка к платформе
задним бортом"
Контрольная таблица № 9
Типичные ошибки
Шкала штрафных баллов за ошибку
А. Грубые
сбил элементы разметочного оборудования или пересек линию горизонтальной
разметки площадки -
5
остановился на расстоянии более 1,5 м перед имитатором погрузочной платформы
-
5
Б. Средние
не смог въехать в коридор при одноразовом включении передачи заднего
хода -
3
остановился на расстоянии более 5 % длины автопоезда, но не более 1,5
м перед имитатором погрузочной платформы -
3
не включил нейтральную передачу после остановки при работающем двигателе
-
3
не включил стояночный тормоз после остановки перед линией "СТОП"
-
3
В. Мелкие
при выполнении упражнения двигатель заглох -
1
10. Упражнение № 10 "Прямолинейное движение задним ходом"
10.1. Содержание.
Движение в "габаритном коридоре" задним ходом,
остановка перед линией "СТОП" (рис. 10).
10.2. Задание кандидату в водители.
10.2.1. По команде экзаменатора кандидат в водители
должен:
· занять место в ТС;
· подготовиться к движению;
· запустить двигатель.
10.2.2. По команде экзаменатора кандидат в водители
должен выполнить:
· трогание с места задним ходом в стартовых воротах;
· движение по прямой в "габаритном коридоре"
задним ходом;
· остановку перед линией "СТОП".
10.2.3. После остановки ТС кандидат в водители должен:
· включить нейтральную передачу;
· включить стояночный тормоз;
· заглушить двигатель;
· покинуть транспортное средство.
10.3. Действия экзаменатора.
Экзаменатор контролирует правильность выполнения задания
с использованием контрольной таблицы № 10 и выставляет оценку за упражнение.
В ходе выполнения упражнения экзаменатор контролирует
зоны "габаритного коридора", остановки перед линией "СТОП",
а его помощник - зону старта.
Рис. 10. Упражнение № 10 "Прямолинейное движение
задним ходом"
Контрольная таблица № 10
Типичные ошибки
Шкала штрафных баллов за ошибку
А. Грубые
сбил элементы разметочного оборудования или пересек линию горизонтальной
разметки площадки -
5
не смог проехать габаритный коридор при одноразовом включении передачи
заднего хода -
5
не пересек линию "СТОП" (по проекции переднего габарита ТС)
-
5
Б. Средние
не включил нейтральную передачу после остановки при работающем двигателе
-
3
не включил стояночный тормоз после остановки перед линией "СТОП"
-
3
В. Мелкие
при выполнении упражнения двигатель заглох -
1
|