СКОРОСТЬ

АВТОЗВУК

ГИБДД

КАРБЮРАТОР

КУЗОВНЫЕ РАБОТЫ

ОПЫТ

ТЮНИНГ

ЭЛЕКТРИКА

ДВИГАТЕЛЬ

СОВЕТЫ

ТОНИРОВКА

ФОРУМ

ГОСТЕВАЯ КНИГА

МОИ ДРУЗЬЯ

-=RACING=- 

1000 мелочей для удобства ("За рулем" №3 1996г.)

вернуться


"В автомобиле все должно быть удобно", - считает Владимир КОСТЯКОВ, начальник бюро доводки автомобилей Генерального департамента развития (бывший НТЦ) ВАЗа. И он неустанно стремится к этому, дорабатывая служебную "восьмерку". Знаете, здорово получается! Что важно - все переделки выполнены с помощью самых простых инструментов и приемов, из доступных неленивому автолюбителю материалов. Надеемся, среди наших читателей таких немало, поэтому предлагаем рассказ конструктора о "тысяче мелочей", преобразивших "Самару".

Работа испытателя, естественно, связана с поездками на автомобиле. Путешествия бывают очень долгими, накатываем многие тысячи километров. Машина становится домом на колесах: в ней ешь, спишь и, конечно, едешь - быстро и много часов подряд. Потому все должно быть удобно, функционально и, если хотите, индивидуально. Так я и старался делать. Автомобиль, словно костюм, должен подходить его владельцу. Критериями при доработке элементов в "восьмерке" служили безопасность автомобиля, эргономика и комфорт.

Начну с консоли под панелью приборов (фото 1). На этой машине по условиям работы обязательно нужны маршрутный компьютер (его ставят и на некоторые серийные машины), две радиостанции с усилителями - на испытаниях без них нельзя, магнитола -музыка в дороге снижает напряжение. Я разместил их следующим образом. На месте, где в штатном варианте выключатели освещения, обогрева заднего стекла, противотуманных фонарей и аварийной сигнализации, вырезал соответствующих размеров отсек и закрепил в нем компьютер 1 (фото 1). На привычном месте (в подвесной части консоли) осталась магнитола. Под ней поставил Си-Би-радиостанцию 2 и чуть ниже ее - усилитель 3. Последнее звено на консоли -съемное, это одноканальная радиостанция "Лен". Используем ее нечасто, лишь для переговоров между машинами и отделом. Крепление аппаратуры самое обычное, примерно такое же, как у магнитолы. Те, у кого в автомобиле так же много приборов, как у меня, согласятся, что выключать их - дело хлопотное: нужно повернуть четыре-пять ручек, поэтому подачу питания к ним я прерываю специальной кнопкой 4. Рядом с ней встроил индикатор (лампочку) зеленого цвета. По нему хорошо ориентироваться и снаружи, и внутри машины, включена ли аппаратура. Есть на консоли еще одна доработанная деталь - ручка включения вентилятора отопи теля. Крутить ее пальцами (особенно немузыкальными) неудобно, а на машинах с "высокой" панелью невозможно. Поступил просто - взял от старого приемника плоскую ручку. Рядом поставил несколько лампочек, показывающих "скорости" мотора вентилятора.

Все выключатели, которые ранее стояли в ряд на консоли, я разместил на дополнительных площадках (фото 2) по краям приборного щитка. Для этого разрезал козырек над приборами, сделал в нем вставку и таким образом его расширил. На мой взгляд, этот вариант размещения кнопок и клавиш лучше штатного. Во-первых, все они теперь в зоне видимости водителя, когда он смотрит на дорогу. Во-вторых, лучше досягаемость выключателей: удобнее перенести руку с руля к щитку, чем тянуться до консоли. Отпала необходимость шарить вслепую, выискивая нужный выключатель, постоянно отвлекаться и переводить на них взгляд. В-третьих, по этой схеме выключатели удалось развести. Как объясняют эргономисты, кнопки и клавиши, которыми пользуются часто, не должны стоять в линию, а рядом - не более двух. В моем варианте это условие соблюдено. Совершенно обособленно и в доступном месте должен располагаться выключатель аварийной сигнализации. Он обязан больше других быть "на глазах" у водителя. Полагаю, что в "Самаре" лучшее место для него - кожух рулевой колонки (см. фото 2). Самой кнопке я придал иную форму и обозначил ее, как принято, красным треугольником. Мой автомобиль оснащен системой распределенного впрыска (см. ЗР, 1995, № 10).

Есть также дополнительное оборудование общего назначения - противотуманные фары, розетки и т. п. - и специальные приборы для исследовательских работ. Поэтому слева от руля на панели разместил еще один блок индикаторных ламп (так же, как на щитке приборов), а под ними -кнопочные выключатели (фото 3). Кнопки дополнительных розеток - прикуривателей (в машине четыре гнезда), проверки системы питания (впрыска) и систем контроля на автомобиле. Если не пристегнулся ремнем или не закрыл дверь, в этой машине звучит прерывистый сигнал. Чтобы он не досаждал во время ремонта машины (когда дверь открыта), пришлось ввести этот, последний выключатель. Поскольку на панели появилось много дополнительных ламп, понадобился еще один регулятор яркости, рядом со штатным. К сожалению, я заядлый курильщик, и, конечно, меня не устраивает штатное положение пепельницы. Раз она справа, то и сигарета оказывается обычно в правой руке, самой занятой. Ею приходится и кнопки включать, и переключатели, и в "бардачок" залезать, и, главное, переключать передачи. Не поверю тому, кто ни разу не ткнул сигаретой в магнитофон или другие приборы на панели. А сколько пепла мимо упало? Я перенес пепельницу в более подходящее место. Вырезал ее штатные направляющие, сделал коробку, которую закрепил слева на панели возле двери (фото 3). Видно хорошо, не нужно тянуться. Сигарета в левой руке, значит (при открытом окне), дым от нее быстрее вытягивается из салона машины. К тому же есть выбор - стряхивать пепел в окно или в пепельницу. Раз уж позаботился о себе, подумал и о курящих соседях. Для них встроил пепельницы от "пятерки" в правую дверь и накладку правой обивки в задней части салона. Там же "организовал" прикуриватель. Его гнездо использую и как дополнительную розетку, к примеру, для питания холодильника, который обычно ставлю на заднее сиденье. Очень удобной получилась полка под рулевой колонкой (фото 3). Размеры ее такие же, как и справа, поэтому она нисколько не мешает ногам. Сделать (и закрепить) такую полку из подручных материалов - дело двух часов. Кассеты, карта, сигареты, шапка, перчатки теперь лежат только на ней. Вспомните, где все это было накидано. Поверх "ручника". Потребуется аварийное торможение, а в руках вместо рычага - кепка...

Другой полкой пользуется пассажир. Раньше она была занята контроллером (компьютером) системы впрыска. Я закрепил его вертикально на кузове за полкой. А в правой части панели сделал специальный отсек с крышкой, в котором находится диагностический разъем для проверки системы впрыска (фото 4). Известно, что наиболее эффективно работают дефлекторы, направляющие теплый воздух на опускное стекло, в "Ниве" ВАЗ-21213. Они расположены наверху панели в районе боковых зеркал. Так я сделал и на "восьмерке", вживив эту часть вентиляции в штатную (на фото 4 указано стрелкой). В сырую погоду стекла зеркал не потеют, и там не образуется лед в самые морозные дни.

В дверях тоже есть новшества. В подлокотниках сделал небольшие контейнеры -вырезал ножом ниши и вставил в них верхнюю часть коробки, которой закрывают на заводе нишу для приемника (фото 5 и 6). Это удобное место для мелочи, которая обычно болтается в "корыте" на туннеле кузова: сигареты, жевательная резинка, очки, зажигалка. Опять-таки все под рукой и не надо тянуться. Штатное место в нижних карманах дверей для таких вещей грязновато. Там можно держать сухую тряпку и скапливающиеся в салоне мелкие деталюш-ки, нетребовательные к "гигиене". В левой двери в задней части кармана я сделал отделение с крышкой и перегородкой. В нем держу небольшой набор инструментов, в том числе баллонный ключ, нож, отвертку и т.п. На обивке этой двери закрепил складной пластмассовый подстаканник. Его продают в любом магазине. Еще одно дополнение: скрывающуюся в двери часть кнопки, фиксирующей замок, я обернул ярко-красной полоской пленки "Оракал". Теперь снаружи хорошо видно, опущена она или нет (такой совет был опубликован несколько лет тому назад в журнале ЗР, правда, там рекомендовали покрасить кнопку). Возле водительского сиденья установил нижнюю часть коробки, закрывающей гнездо приемника. В ней место самой грязной тряпке.

Потолок в "Самаре" - "непаханое поле". Я его начал возделывать. Впереди разместил (на всякий случай) радар-детектор (фото 7), а рядом с головой водителя - динамик радиостанции. В задней части "посадил" два обычных плафона от ВАЗ-2102, -2104 (фото 8). Теперь и сзади светло. Их я включаю тумблером, размещенным возле радар-детектора. Но можно "зажечь" и сзади своим (встроенным) рычажком. В моей семье есть дети. Пока вожу их на заднем сиденье. Бывает, забудешься, да и "заложишь руль покруче - дети "летают" из угла в угол. Верхние поручни не помогают - до них еле дотягиваются, а взявшись, попросту висят.

Для младших соорудил боковые поручни, позаимствованные у ВАЗ-2105 (фото 9). Заметил, что ими часто пользуются и взрослые. К тому же они неплохо помогают при выходе из автомобиля. Для крепления поручней пришлось снять обивку и приварить гайки к панели кузова. Моих задних пассажиров я прошу (а детей обязываю) пристегиваться ремнями безопасности. Чтобы замки не болтались по сиденью, когда сзади никого нет, я скрепляю их пластиной, копирующей с двух сторон вставную часть на ремне. Задняя часть салона - это, как правило, кафе. Есть там и свой буфетчик - пассажир. А что он может без бара? Для него я соорудил таковой в левой части. Накладка обивки -крышка, защелка в ней от "бардака" ВАЗ-2108, а сам контейнер размещен в пространстве между наружной кузовной панелью и усилителем кузова (фото 9). Места в баре предостаточною. Судите сами: общая высота 250 мм, ширина такая же, а глубина 100 мм. Там кофеварка, кружки, банка кофе, ложки, сахар и т. д. Сделать мини-бар несложно. Сначала приготовьте макет корпуса из картона, затем сделайте его из металла.

В багажном отсеке у меня много всякого добра. Если его не крепить во время поездки, оно болтается (издает неприятные звуки). Эту "музыку" я предпочитаю не слушать. А потому все вещи закрепляю с правого и левого бортов ремнями безопасности (фото 10, 11). Они регулируются под багаж любого объема, хорошо его держат, легко и быстро фиксируются и разъединяются. Одна часть ремня закреплена болтом на опоре спинки сиденья, другая - в колесной нише. Ведро - обязательная емкость в багажнике - притянуто к боковине широкими резиновыми ремнями, которыми крепят в "восьмерке" инструмент. Под панелями полки установил плафоны освещения. В багажнике "Самары" всегда было мало света. Здесь же, в багажнике, и огнетушитель. Его кронштейн привернул к металлической части усилителя боковины. С правой стороны сделал и закрепил еще одну емкость. В нее теперь складываю все то, что раньше россыпью возил в ведре. На ней держу мощный магнит. Он незаменим при поисках утерянных в траве деталей.

Под капотом есть страховочный ремень (фото 12). Его обычно ставят на свои машины спортсмены. Он удержит капот, если откажет штатный замок. Такое может случиться при ударе или когда забывают его защелкнуть. Длина ремня не должна превышать 500 мм. Вверху его крепят к усилителю капота, внизу - к стойке рамки радиатора (в щель закладывают гайку).


Статья была напечатана в журнале "За рулем" № 3 1996 года. Размещена без сокращений и комментариев.

 

 

 

 


Copyright
Max93 E-mail: maxt@email.ru

 

 

Hosted by uCoz