|
|
Очередная
опция:
внимательно посмотрим назад...
Причина, так сказать...
Первая мысль об установке подобного устройства посетила меня в тот момент,
когда я обнаружил поцарапанный задний бампер с правой стороны. Причем
произошло это буквально через несколько дней после появления царапины на
левой стороне бампера... Стараясь принять во внимание этот тонкий намек, стал
присматриваться к разным видам парковочных радаров.
Как мне показалось, что выбирать радар стоимостью менее 70-80 уе
нецелесообразно. И чем больше датчиков, тем лучше... В разгар поисков совершенно
случайно в руки мне попал набор для установки, практически новый. Сумму за
него предлагалось отдать более чем приемлемую, поэтому я не колебался ни
секунды.
Итак, вот что мне досталось: Caron, модель PR-501. На сайте производителя
немного что удалось разузнать, да к тому же сайт периодически
"падал". Однако в КЕМПе что-то похожее продавалось. Ну да
ладно, неплохое качество изготовления, хорошие длинные провода плюс настоящая
инструкция по установке на русском языке придавали уверенности.
|
Комплект - три
датчика для внешней установки, основной блок и блок индикации.
Четыре зоны действия - от 150 до 10 см, цифровая индикация расстояния до
объекта с указанием направления - справа, слева или по центру.
Звуковая индикация. Диаграмма направленности датчиков - 90°
горизонтально и 70° вертикально.
|
Бампер
Конечно же, лепить датчики прямо снаружи на бампер или на крышку багажника в
районе фонарей я не собирался. Равно как и прикручивать их на кронштейнах
снизу бампера, хотя и то и другое предусмотрено инструкцией. Задача была
немного посложнее - грамотно разместить датчики, предназначенные для
внешней установки, внутрь бампера. Для этого мне требовалось подобрать
правильное расположение сенсоров в нижней, некрашеной части бампера - в
"желобке".
Как обычно, я использовал "волшебную" замазку от кусочка
вибропласта - с ее помощью прикрепил датчики к бамперу: справа, справа и по
центру. Затем сориентировал сенсоры таким образом, чтобы бампер не перекрывал
им диаграмму направленности; в то же время не должно быть ложных срабатываний
от земли и невысоких предметов. Подключил питание и стал выписывать круги по
стоянке, всеми способами стараясь оценить правильность работы устройства и
точность определения расстояния. Потрясающе! Прибор уверенно показывал и
дистанцию, и направление препятствия, срабатывая и на проволочную сетку, и на
торец железных ворот. Про припаркованные автомобили я уже не говорю...
|
Центральный и
правый датчики. При их ориентации пришлось учитывать способ их реальной
установки - даже после полного "утапливания" в бампер он не
должен перекрывать обзор.
|
Результатом испытаний я остался
очень доволен. Зафиксировав положение датчиков, снял бампер, отвинтил от него
внутреннюю часть с подсветкой номерного знака и потащил домой. Какой же он
тоненький и хлипкий, это просто форменная бутафория!
Чтобы не испортить бампер "неправильными" дырками, решил из
тоненького алюминиевого листа вырезать шаблон. Посмотреть, каким будет
отверстие под датчик и как этот датчик будет из него выглядывать. Выгнул
полоску по форме "желобка", проделал в нем дырочку, примерил. Затем
по этому шаблону вырезал три отверстия в пластике - два по краям и одно
строго по центру, вставил датчики с обратной стороны - красота!
|
Видно, что на
корпусе датчика есть выступы, которые ограничивают ему угол сканирования в
вертикальной плоскости. Поэтому даже если сенсор чуть-чуть выступает из
бампера, то стенки "желобка" не мешают его работе.
|
|
Шаблон, и как с
помощью него удается очень точно проделать такое же отверстие в пластике. И
что гораздо более важно - мне удалось проделать все три отверстия на одном
уровне.
|
Датчики с обратной стороны бампера
я решил приклеить термоклеем. Купил на рынке две "палочки" клея
черного цвета, он оказался самым подходящим и по цвету, и по жесткости
|
Клей наносил с
помощью специального пистолета, также рекомендую этот инструмент - можно
выбрать довольно бюджетную модель, а работать с ним гораздо приятнее чем
просто плавить клей паяльником.
|
|
Я не стал
дополнительно декорировать и как-то обрабатывать места установки датчиков.
Подумал, что там все время будет грязно и не стоит так уж сильно
зацикливаться на этой позиции..
|
Хоть бампер автомобиля в
солнечную летнюю погоду может считаться теплонагруженной конструкцией, однако
представить себе, что датчики нагреются до 100+ град С и отклеятся, я могу с
трудом. Поэтому применение термоклея в данной ситуации посчитал оптимальным
вариантом.
|
Не стоит
забывать, что за бортом - агрессивная среда. И тем более нам не дано
предугадать, чем (какой гадостью) в следующую зиму будут поливать дороги...
Поэтому изоляция - изолента + гофра никогда не помешает.
|
После установки всех трех
датчиков в бампер собрал в жгут провода от них, одел гофру и начал
устанавливать бампер на место. Жгут без проблем прошел через заглушку в
кузове для проводки освещения заднего номера и бампер был водружен на место
без каких либо сложностей. Длины проводов датчиков вполне хватило для
того, чтобы разместить основной блок там же, в багажнике, но об этом чуть позже...
Индикатор в салоне
Над местом установки блока индикации долго не думал. Пластиковая крышка,
закрывающая основание крепления держатель зеркала заднего вида, как нельзя
лучше подходила для этой цели. Конечно, в ответственных ситуациях при
движении задним ходом я предпочитал смотреть в заднее стекло напрямую, а не
через зеркало и, возможно, лучше было бы смотреть на индикатор,
расположенный сзади. Да, можно было бы разместить индикатор на нижней
кромке обивки потолка, но тогда однозначно приходилось бы поворачиваться
назад; в зеркале заднего вида цифры были бы перевернутыми… В итоге я выбрал
вариант в фронтальной установкой табло.
Полностью засунуть индикатор под пластиковую заглушку не представлялось
возможным, выпаивать светодиодную матрицу-индикатор и выносить ее на шлейфе
мне показалось излишним. Поэтому решил просто сделать на скорую руку
что-то типа подиума (по аналогии с этим),
воспользовавшись "шпаклевочной" технологией.
|
На плате
индикатора внизу виден переключатель СМ-INCHES, но я, разумеется, не стал о нем
заботиться. Также как и о звуковой "пищалке", которую прекрасно
слышно без дополнительных отверстий в подиуме.
|
|
Угол наклона
индикатора выбирал опытным путем; не могу сказать что получилось это
оптимально, однако цифры хорошо видно как с места водителя, так и с позиции
пассажира.
|
Для начала вытащил плату с
проводами из корпуса блока и обмотал его двумя слоями бумажного скотча
по бокам. Чтобы не испортить внешний вид, также заклеил лицевую часть.
Прикинул его расположение относительно заглушки таким образом, чтобы и цифры
было видно приемлемо, и за зеркало не цеплялось. Для фиксации положения
применил термоклей и замазку.
|
Чтобы без
особого труда вытащить корпус индикатора из оков застывшей шпаклевки, я
заранее просверлил в дне отверстия. Через них и выдавливал корпус наружу.
|
Чтобы шпаклевка держалась более
прочно. поверхность заглушки как следует исцарапал ножом. В два захода набрал
шпаклевкой нужную форму, подрезал ножом излишки и вытащил корпус индикатора.
Далее сошлифовал излишки – сначала кругом на электродрели, затем вручную.
Очень удобно это было делать «вмокрую» - и мелкая шкурка не забивается, и
пыль не летит. Еще разок подшпаклевал неровности и раковины, проверил
положение корпуса индикатора уже без скотча и на этом создание «плоти
подиума» закончил.
|
Вполне
гармоничная форма, вот покрашу - и точно получится "как и было"
...
На самом деле получить такую форму удалось всего за час работы включая
время на затвердевание шпаклевки.
|
|
Внизу видны
полоски- это мягкая проволока, которую я использовал для того, чтобы
шпаклевка гарантировано не отслоилась от поверхности заглушки. Однако это
совершенно излишне, тк конструкция получилась очень прочная.
|
|
Одного слоя
антигравия оказалось вполне достаточно. В принципе, можно было бы обойтись
и без него, но у меня в салоне все самодельные поверхность таким образом
текстурированы. Эстетика, понимаешь..
|
Оставалось лишь декорировать
изделие, для чего сначала я нанес один слой антигравия для получения неровной
поверхности, а затем сверху положил три слоя грунтовки «Body» серого цвета,
причем цвет краски практически совпал с цветом исходного пластика. После
покраски корпус индикатора стал входить в углубление с небольшим натягом,
поэтому вопрос о его фиксации решился сам собой. На что я по большому счету и
рассчитывал.
Проводка
Пока сохла краска, занялся «бегучим такелажем», то есть проводкой.
Основной блок решил разместить в левой арке, прямо снизу пластикового
«погона» - там обычно ставят задние динамики. По понятным причинам это место
у меня оказалось незанятым...
Тянуть провод решил поверху, под обивкой потолка. Целиком снимать ее не
пришлось, достаточно было лишь открутить ручку, солнцезащитный козырек с
левой стороны и зеркало заднего вида. Один конец провода вывел через дырочку
в обшивке прямо возле зеркала, а другой конец спустил в багажник, отогнув
накладку задней стойки. Провод оказался достаточно длинным, однако резать его
не стал, а лишь смотал в бухту и прикрепил рядом с основным блоком.
|
Никогда не
доверял таким клипсам, для меня это однозначно "холодный
контакт". Но в этот раз решил проверить, может, не стоит быть столь
консервативным и каждый раз браться за паяльник? Что ж, время покажет...
|
|
Чтобы при
желании блок можно было быстро снять и поставить обратно, не стал крепить
его не двусторонний скотч из комплекта. А использовал две полоски
текстильной «липучки».
|
Питание устройства взял от лампы
заднего света, как и рекомендуется в инструкции. Правда отыскал этот зеленый
провод только под правой задней стойкой, так как лампы находятся в двери
багажника. Для подключения использовал монтажную клипсу из комплекта, «землю»
взял под ближайшим винтом. Проверил – все работает, только после этого вернул
интерьер багажника в исходное состояние. Оставалась буквально пара моментов -
нужно было установить модифицированную заглушку зеркала и подключить
индикатор к основному блоку.
|
Провод,
подходящий к табло, протянул через отверстие, просверленное в подиуме.
Также пришлось сделать пропил в дне корпуса блока индикации, так как
изначально провод был выведен вбок.
|
Дополнительно крепить индикатор в
подиуме не пришлось, так как он входил в углубление с небольшим натягом. Хотя
изначально посадочное место под него было более свободным из-за намотанного
перед шпаклеванием скотча, однако слои антригравия и краски компенсировали
толщину скотча.
Заглушка встала на свое родное место без проблем. Модернизированная деталь
практически не выделялась цветом на фоне серой обивки потолка. Индикатор лишь
чуть-чуть выступал из "подиума"; его было прекрасно видно и слышно.
Так что эстетической и эргономической составляющими реализации я остался
очень доволен.
|
Как это
выглядит вблизи. Получилось очень даже симпатично, более того, кажется, что
так и было. В данном конкретном случае для меня это самое главное.
|
|
Так это выглядит издали, тоже
вроде ничего. По крайней мере цвет точно совпадает с интереьером.Сняв
декоративную решетку радиатора и демонтировав штатный сигнал, принялся
изгибать прилагавшиеся в комплекте пластины для крепления сигналов.
|
Выводы
Конечно, подобная опция не из разряда предметов первой необходимости. Это
факт. Но при наличии физической и материальной возможностей, а также желания
его поставить – очень рекомендую. К хорошему быстро привыкаешь, да и просто
удобно. Конечно, я согласен с инструкцией - использование прибора не
освобождает водителя от необходимости смотреть глазами и думать головой.
Однако очень часто, особенно в условиях мегаполиса, приходится парковаться
почти вслепую. Теперь это можно делать, как говорится, "по
приборам".
Думаю, что на "зубило" актуальность установки данного девайся
меньше, там и так неплохой обзор сзади. А вот «матрешек» с поцарапанными
бамперами я видел предостаточно, видимо, не мне одному это актуально.
Радар уверенно определяет препятствие – специально ставил посреди площадки
картонную коробку и двигался на нее задним ходом со всех мыслимых
направлений. Работает! Вот препятствие справа, вот слева, а вот – по центру…
И расстояние показывает достаточно точно; и на индикатор необязательно
смотреть все время, так как и по звуковому сигналу понятно, когда еще
можно двигаться, а когда уже лучше остановиться..
Август 2002
Как показала практика, прибор
хорошо работает и в зимних условиях. Я немного сомневался, сможет ли он
нормально определять расстояние до препятствий на заснеженной дороге и не
будет ли давать ложные срабатывания на небольшие сугробы. Однако опасения мои
не оправдалась.
Тем не менее проявился один очень неприятный момент, скорее всего он связан
только с этой маркой радаров. При заявленном температурном диапазоне от -20
до +60 градусов, прибор замерзает при температуре ниже -12. Так что стоит
учесть эту информацию тем, кто захочет установить себе данную модель.
Февраль 2003
|
|